Отопление торговых центров (ТЦ): варианты и способы
Торговые центры объединяют под одной крышей множество различных магазинов, торгующих различными товарами. Для поддержания комфортного температурного режима в них, привлекающего покупателей, требуется отопительная система. Комфорт для покупателей и работников – один из основополагающих факторов эффективности работы магазина, торгового центра.
Какую систему выбрать для обогрева торгового центра, какие виды используются чаще, как выбрать систему для отопления, расскажем в этой статье.
Подберем водяные тепловентиляторы Volcano для обогрева торгового центра
Особенности отопления торговых центров
Торговые центры – это отдельно стоящие здания, как правило, имеющие собственную локальную котельную или подключенные к ТЭЦ.
Особенности торговых центров, которые необходимо учитывать при выборе и расчетах мощности отопительной системы:
- Большие объемы. Не просто рассчитать необходимую тепловую мощность для обогрева больших площадей. Особенно, если есть большие открытые пространства, такие как атриумы, лестничные площадки, холлы.
- Высокая проходимость. Сложно обеспечить равномерный прогрев помещений при большом количестве людей, постоянно открывающихся дверях.
- Разнообразие помещений. Оптимальные решения нужно выбрать для различных зон торгового центра, одна система для всех не подойдет.
- Эстетические требования. Современные отопительные приборы выпускаются с учетом различных стилистических решений, можно подобрать под разные стили.
Системы отопления для торговых центров
Водяное отопление
Традиционный вид обогрева помещений - водяное отопление. Имеется котел, отличаются они по видам использования топлива, например, твердотопливные, газовые, дизельные.
Котел работает на нагрев воды, которая нагретая поступает по трубопроводам в радиаторы и конвекторы, которые передают тепло в помещение. Используются чаще двухтрубные схемы с нижней разводкой магистральных трубопроводов, для групп помещений – горизонтальные ветки.
Плюсы системы:
- проверенная традиционная система;
- комфортное тепло;
- долгий срок эксплуатации.
Минусы:
- монтаж системы имеет свои сложности, высокая стоимость работ;
- нагрев помещения медленный.
Оптимальное применение: для больших торговых центров.
Воздушное отопление
Устанавливаются системы центрального кондиционирования, в них воздух нагревается и по специальным каналам обратно поступает в помещение. Можно направить поток воздуха в нужное направление, регулируя вверх, вниз, вправо, влево.
Воздушно-тепловые завесы устанавливают при входе в торговые центры, особенно если двери открываются автоматически.
Плюсы:
- в летнее время можно включать как кондиционер, с обратным действием;
- обеспечивает очень быстрый нагрев;
- равномерно распределяет тепло.
Минусы:
- шумит;
- сушит воздух.
Такая сеть отопления может применяться в помещениях с высокими потолками, хорошо подойдет для атриумов, лестничной площадки или зоны эскалатора, рекреаций.
Электрическое отопление
Обогрев воздуха электрическими отопительными приборами – не особо популярный вариант отопления торговых центров из-за дороговизны электричества. Это масляные радиаторы, тепловентиляторы, электрические теплые полы и другое.
Плюсы:
- простой монтаж;
- нагрев точечный, локальный, например, место продавца, витрина с экзотическими тропическими растениями.
Недостатки:
- требуется заземление;
- высокие затраты на электричество.
Применяют для дополнительного обогрева или для отопления зон с низкой теплоотдачей.
Инфракрасное отопление
К электрическим видам отопления относятся и инфракрасные панели. Лучи от панелей направляются на стены, пол, мебель и другие предметы, нагревают их.
Плюсы:
- моментальный нагрев;
- зональное отопление;
- экономичность по сравнению с другими видами электрических отопительных приборов;
- можно установить на потолке или стенах.
Минусы:
- высокая стоимость оборудования.
Оптимальное применение: для локального обогрева зон с низкой теплоотдачей, для отопления небольших помещений.
Как выбрать систему отопления для торгового центра
На выбор системы отопления торгового центра оказывают влияние следующие факторы:
- площади и высота потолков;
- дизайн интерьера;
- климатические условия в регионе;
- бюджет.
К критериям для выбора относятся:
- эффективность системы;
- экономичность;
- надежность;
- безопасность;
- эстетичность.
Виды |
Эффективность |
Надежность |
Стоимость |
Экономичность |
Безопасность |
Водяное |
Высокая |
Простое |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
Воздушное |
Средняя |
Средней сложности |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
Электрическое |
Высокая |
Простое |
Низкая |
Низкая |
Средняя |
Инфракрасное |
Средняя |
Простое |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Расчет необходимой мощности
Важно учитывать не только площади, климат, но и тепловые потери и тепловые нагрузки от оборудования и людей. Расчет тепловых потерь выявляют по формуле Q = S * U * ΔT, где S – площадь цеха, U – коэффициент теплопередачи, ΔT – разница между температурой внутри помещения и на улице в зимний период.
В выборе системы отопления, оптимальной мощности полученное значение Q умножают на КПД котла. Q / КПД.
На сайтах производителей и продавцов отопительных приборов есть онлайн калькуляторы в помощь в расчете системы отопления. Они помогут быстрее решить проблему выбора оптимального отопительного котла.
Монтаж и обслуживание
Монтаж отопления проводится в несколько этапов:
- Проектирование системы отопления.
- Монтаж трубопроводов, котла, монтаж отопительных и измерительных приборов.
- Пуско-наладочные работы.
Проектирование и монтаж отопительных систем проводится строго с соблюдением строительных норм и правил.
Обслуживают не менее одного раза в год.
Основные виды работ:
- Осмотр
- Промывка.
- Очистка наружных поверхностей.
- Выявление и устранение протечек, неисправностей, дефектов. При необходимости замена приборов, частей, элементов.
- Балансировка.
- Опрессовка.
- Проверка работы измерительных приборов.
Энергоэффективность
В целях снижения затрат на отопление используют энергоэффективное оборудование, инновационные технологии, «Умный дом», солнечные батареи, программирование и автоматизацию сети отопления. Но на первом месте все же для эффективности системы – проверка уровня теплоизоляции, затем утепление стен, потолков, пола.
Дизайн и эстетика
Система водяного отопления с радиаторами, электрические масляные радиаторы выпускаются разных видов, можно подобрать под разные стили. Классическая форма и белый цвет – для классического стиля, форма под антиквариат – для колониального или стиля барокко. Для техно, хайтек, минимализма – хорошо подойдут инфракрасные панели, электрическое и воздушное отопление.
Если не смогли подобрать приборы под стиль торгового центра, можно применить скрытый монтаж, его используют и для отопления частного дома.
Нормативные требования
Температура воздуха в торговых центрах не должна быть ниже 16 градусов и выше 25. Воздух должен быть чистым, достаточно влажным, без посторонних запахов и без содержания вредных примесей.
В целях обеспечения пожарной безопасности запрещается ставить стеллажи с легко воспламеняющимися товарами близко к системе отопления. Нельзя сушить вещи на отопительных приборах. Электрические приборы должны иметь заземление.
Заключение
Выбор оптимального варианта отопительной системы торгового центра зависит от его размеров, объемов помещений, климата, материала стен и других факторов. При разработке проекта нужно учитывать перечень санитарных и противопожарных норм для отопления общественных помещений.
Особые режимы отопления могут понадобиться для различных зон, складских помещений внутри торгового центра, оборудованных развлекательных зон, например, ледовой площадки, катка.
В отоплении торгового центра невозможно воспользоваться каким-то одним типом отопления, применяют несколько видов в интеграции.