Отопление торговых центров (ТЦ): варианты и способы

Торговые центры объединяют под одной крышей множество различных магазинов, торгующих различными товарами. Для поддержания комфортного температурного режима в них, привлекающего покупателей, требуется отопительная система. Комфорт для покупателей и работников – один из основополагающих факторов эффективности работы магазина, торгового центра.

Какую систему выбрать для обогрева торгового центра, какие виды используются чаще, как выбрать систему для отопления, расскажем в этой статье.

Подберем водяные тепловентиляторы Volcano для обогрева торгового центра

Особенности отопления торговых центров

Торговые центры – это отдельно стоящие здания, как правило, имеющие собственную локальную котельную или подключенные к ТЭЦ.

Особенности торговых центров, которые необходимо учитывать при выборе и расчетах мощности отопительной системы:

  • Большие объемы. Не просто рассчитать необходимую тепловую мощность для обогрева больших площадей. Особенно, если есть большие открытые пространства, такие как атриумы, лестничные площадки, холлы.
  • Высокая проходимость. Сложно обеспечить равномерный прогрев помещений при большом количестве людей, постоянно открывающихся дверях.
  • Разнообразие помещений. Оптимальные решения нужно выбрать для различных зон торгового центра, одна система для всех не подойдет.
  • Эстетические требования. Современные отопительные приборы выпускаются с учетом различных стилистических решений, можно подобрать под разные стили.

Системы отопления для торговых центров

Водяное отопление

Традиционный вид обогрева помещений - водяное отопление. Имеется котел, отличаются они по видам использования топлива, например, твердотопливные, газовые, дизельные.

Котел работает на нагрев воды, которая нагретая поступает по трубопроводам в радиаторы и конвекторы, которые передают тепло в помещение. Используются чаще двухтрубные схемы с нижней разводкой магистральных трубопроводов, для групп помещений – горизонтальные ветки.

Плюсы системы:

  • проверенная традиционная система;
  • комфортное тепло;
  • долгий срок эксплуатации.

Минусы:

  • монтаж системы имеет свои сложности, высокая стоимость работ;
  • нагрев помещения медленный.

Оптимальное применение: для больших торговых центров.

Воздушное отопление

Устанавливаются системы центрального кондиционирования, в них воздух нагревается и по специальным каналам обратно поступает в помещение. Можно направить поток воздуха в нужное направление, регулируя вверх, вниз, вправо, влево.

Воздушно-тепловые завесы устанавливают при входе в торговые центры, особенно если двери открываются автоматически.

Плюсы:

  • в летнее время можно включать как кондиционер, с обратным действием;
  • обеспечивает очень быстрый нагрев;
  • равномерно распределяет тепло.

Минусы:

  • шумит;
  • сушит воздух.

Такая сеть отопления может применяться в помещениях с высокими потолками, хорошо подойдет для атриумов, лестничной площадки или зоны эскалатора, рекреаций.

Электрическое отопление

Обогрев воздуха электрическими отопительными приборами – не особо популярный вариант отопления торговых центров из-за дороговизны электричества. Это масляные радиаторы, тепловентиляторы, электрические теплые полы и другое.

Плюсы:

  • простой монтаж;
  • нагрев точечный, локальный, например, место продавца, витрина с экзотическими тропическими растениями.

Недостатки:

  • требуется заземление;
  • высокие затраты на электричество.

Применяют для дополнительного обогрева или для отопления зон с низкой теплоотдачей.

Инфракрасное отопление

К электрическим видам отопления относятся и инфракрасные панели. Лучи от панелей направляются на стены, пол, мебель и другие предметы, нагревают их.

Плюсы:

  • моментальный нагрев;
  • зональное отопление;
  • экономичность по сравнению с другими видами электрических отопительных приборов;
  • можно установить на потолке или стенах.

Минусы:

  • высокая стоимость оборудования.

Оптимальное применение: для локального обогрева зон с низкой теплоотдачей, для отопления небольших помещений.

Как выбрать систему отопления для торгового центра

На выбор системы отопления торгового центра оказывают влияние следующие факторы:

  • площади и высота потолков;
  • дизайн интерьера;
  • климатические условия в регионе;
  • бюджет.

К критериям для выбора относятся:

  • эффективность системы;
  • экономичность;
  • надежность;
  • безопасность;
  • эстетичность.

Виды

Эффективность

Надежность

Стоимость

Экономичность

Безопасность

Водяное

Высокая

Простое

Средняя

Средняя

Высокая

Воздушное

Средняя

Средней сложности

Средняя

Средняя

Высокая

Электрическое

Высокая

Простое

Низкая

Низкая

Средняя

Инфракрасное

Средняя

Простое

Высокая

Высокая

Высокая

Расчет необходимой мощности

Важно учитывать не только площади, климат, но и тепловые потери и тепловые нагрузки от оборудования и людей. Расчет тепловых потерь выявляют по формуле Q = S * U * ΔT, где S – площадь цеха, U – коэффициент теплопередачи, ΔT – разница между температурой внутри помещения и на улице в зимний период.

В выборе системы отопления, оптимальной мощности полученное значение Q умножают на КПД котла. Q / КПД.

На сайтах производителей и продавцов отопительных приборов есть онлайн калькуляторы в помощь в расчете системы отопления. Они помогут быстрее решить проблему выбора оптимального отопительного котла.

Монтаж и обслуживание

Монтаж отопления проводится в несколько этапов:

  1. Проектирование системы отопления.
  2. Монтаж трубопроводов, котла, монтаж отопительных и измерительных приборов.
  3. Пуско-наладочные работы.

Проектирование и монтаж отопительных систем проводится строго с соблюдением строительных норм и правил.

Обслуживают не менее одного раза в год.

Основные виды работ:

  • Осмотр
  • Промывка.
  • Очистка наружных поверхностей.
  • Выявление и устранение протечек, неисправностей, дефектов. При необходимости замена приборов, частей, элементов.
  • Балансировка.
  • Опрессовка.
  • Проверка работы измерительных приборов.

Энергоэффективность

В целях снижения затрат на отопление используют энергоэффективное оборудование, инновационные технологии, «Умный дом», солнечные батареи, программирование и автоматизацию сети отопления. Но на первом месте все же для эффективности системы – проверка уровня теплоизоляции, затем утепление стен, потолков, пола.

Дизайн и эстетика

Система водяного отопления с радиаторами, электрические масляные радиаторы выпускаются разных видов, можно подобрать под разные стили. Классическая форма и белый цвет – для классического стиля, форма под антиквариат – для колониального или стиля барокко. Для техно, хайтек, минимализма – хорошо подойдут инфракрасные панели, электрическое и воздушное отопление.

Если не смогли подобрать приборы под стиль торгового центра, можно применить скрытый монтаж, его используют и для отопления частного дома.

Нормативные требования

Температура воздуха в торговых центрах не должна быть ниже 16 градусов и выше 25. Воздух должен быть чистым, достаточно влажным, без посторонних запахов и без содержания вредных примесей.

В целях обеспечения пожарной безопасности запрещается ставить стеллажи с легко воспламеняющимися товарами близко к системе отопления. Нельзя сушить вещи на отопительных приборах. Электрические приборы должны иметь заземление.

Заключение

Выбор оптимального варианта отопительной системы торгового центра зависит от его размеров, объемов помещений, климата, материала стен и других факторов. При разработке проекта нужно учитывать перечень санитарных и противопожарных норм для отопления общественных помещений.

Особые режимы отопления могут понадобиться для различных зон, складских помещений внутри торгового центра, оборудованных развлекательных зон, например, ледовой площадки, катка.

В отоплении торгового центра невозможно воспользоваться каким-то одним типом отопления, применяют несколько видов в интеграции.

Политика конфиденциальности, защиты и обработки персональных данных Пользовательское соглашение